среда, 31 октября 2012 г.

"РБК daily": Магазины могут лишиться хлеба из-за спора пекарей и ритейлеров.

РБК 31.10.2012, Москва 11:15:06 Доведенные до отчаяния ростом цен на муку, хлебозаводы пошли на крайний шаг: они попросили ФАС вмешаться в их отношения с торговыми сетями. Пекари жалуются, что ритейлеры отказывают им в повышении закупочных цен, но при этом устанавливают наценки на их продукцию, превышающие 35%. Сети признают, что по некоторым позициям такие накрутки действ��擂筵屶檳逾澁���ぢесть, но на социальные батоны и буханки наценки стремятся к нулю. Если сторонам не удастся договориться, магазины Московского региона могут остаться без хлеба, пишет сегодня газета "РБК daily".

На прошлой неделе Союз производителей хлеба Московской области направил в подмосковное управление Федеральной антимонопольной службы обращение, в котором рассказал о критическом состоянии хлебозаводов. Из-за роста цен на зерно пшеничная мука высшего сорта подорожала за десять месяцев этого года на 63,5% - до 15,7 тыс. руб. за 1 т, первого сорта - на 79,5% - до 14,9 тыс. руб. � B'Y'Q 1 т. Ржаная мука обходится пекарям в 10,2 тыс. руб. за 1 т (на 24,4% дороже). И это еще не предел: в ближайшее время мука подорожает еще на 10%, ожидает отраслевая ассоциация. Ситуация усугубляется еще и тем, что мукомолы грозятся отпускать свою продукцию по предоплате.

Хлебозаводы не могут компенсировать растущие расходы, повышая цены, сетует председатель правления Союза производителей хлеба Московской области Алена Сабатарова. "Несмотря на дорожающие энергоресурсы и рост зарплат, хлебозаводы в последние два года не повышали отпускные цены на свою продукцию крупным федеральным сетям", - заявила она. По словам А.Сабатаровой, летом этого года предприятия начали обращаться к ритейлерам с предложением повысить закупочные цены на хлеб в среднем на 10%, однако получили отказ.

При этом сами торговые сети накручивают свыше 35% на социально значимые сорта хлеба, возмущается глава ассоциации. По ее оценкам, себестоимость производства нарезного батона массой 380 г, к примеру, составляет 14,06 руб., отпускная цена для сети с учетом бонусов - 9,44 руб. с НДС, а розничная - 12,75 руб.

В итоге примерно половина из 34 промышленных хлебопекарных предприятий Московской области накопила значительные убытки, говорит А.Сабатарова. Как следствие, банки не дают кредиты, и хлебозаводам просто не хватает оборотных средств для приобретения муки. Если исполнительная власть не примет меры, в магазинах Московского региона могут начаться срывы поставок хлеба, предупре��悋妲僥屶���ぢэксперт. "О цене на хлеб власти вспоминают перед выборами или в случае чрезвычайных ситуаций, а в остальное время хлебопеки предоставлены сами себе", - возмущается собеседница "РБК daily".

В подмосковном управлении ФАС не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

По словам президента одного из крупнейших производителей муки АПК "Стойленская нива" Дмитрия Древлянского, в последние месяцы календарного года хлебозаводы стараются заготовить сырье заблаговременно перед чередой зимних праздников. Спрос на муку в это время высок, а значит, ее стоимость в меньшую сторону не изменится даже при колебании цен на зерно. Однако, делая����ぢпредоплату, хлебопеки могут фиксировать цену на муку. "А мы, в свою очередь, с помощью денег, полученных за муку, фиксируем цену на зерно", - добавил Д.Древлянский.

Опрошенные "РБК daily" ритейлеры признали, что в последние месяцы получают массовые предложения о повышении закупочных цен на хлеб. Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов рассказал, что такие обращения идут с августа. Некоторые хлебопеки, по его словам, направляли в компанию "одиозные письма" с требованием повысить цену закупки на 10-20%. "Эти документы тепе��皈���ぢперенаправляются в ФАС, которая интересуется ситуацией повышения цен на зерно и вслед за ним на хлеб", - говорит М.Сусов.

В регионах антимонопольные органы уже начали реагировать на подорожание хлеба. К примеру, ростовское и пензенское управления ФАС возбудили дела в отношении местных хлебозаводов, посчитав необоснованным повышение цен на хлеб.

Однако некоторым поставщикам ритейлеры пошли навстречу. Х5 увеличила закупочную цену в ряде случаев на 3-5%. Сеть гипермаркетов "О'кей" повысила цену в тех случаях, когда это соответствовало рынку, то есть было в рамках роста цен на зерно, отметил пресс-секретарь сети Артем Глущенко.

А "Магнит" поставщикам отказал, объяснив, что хлеб - это социально значимый продукт и доля, которую занимает в себестоимости зерно, не настолько значительна, чтобы повышать цены на полке. Большая часть пекарей согласились с доводами сети, и стороны договорились зафиксировать нынешние цены, отметил IR-директор компании "Тандер" (управляет сетью "Магнит") Олег Гончаров. Постав��襷擂棗���ぢпопросили лишь о больших объемах продаж, добавил он.

Что касается наценки, о которой говорят производители хлеба, это утверждение преувеличено: на социально значимые виды она не превышает 10%, утверждает А.Глущенко. На некоторые позиции хлебобулочных изделий наценка может быть и 35%, признает пресс-секретарь "Дикси" Лаврентий Губин. "Но это не средний показатель в категории. Например, в наших магазинах есть хлеб высшего ��礑爭皈筵���ぢс наценкой менее 2%", - уточнил он. В "Магните" наценка на социальный хлеб составляет 3-7%, на остальную продукцию - 10-15%.

"Как бы мы ни поступали в таких ситуациях, все равно окажемся виноваты, - резюмирует М.Сусов. - Если станем отказывать, поставщики будут считать, что губим российский бизнес, а если пойдем у них на поводу - раскрутим маховик инфляции".

По данным Роспотребнадзора по Московской области, производство хлеба и хлебобулочной продукции в регионе осуществляют 200 предприятий, в том числе 34 промышленных. В 2011г. они произвели 380,7 тыс. т хлебобулочных изделий, 52% хлеба продается через торговые сети. Крупнейшими производителями являются "Щелковохлеб" (10,1% рынка), "Настюша" (8,3%) и "Воскресенскхлеб" (5,9%).

Комментариев нет:

Отправить комментарий