Уходящий, 2012-й, год оказался для отечественной авиаотрасли весьма противоречивым: с одной стороны - авиакатастрофы и сокращение числа авиакомпаний, с другой - бесперебойная работа аэропортов, наличие нужных запасов авиатоплива и реагентов. Нерешенными остались такие вопросы, как включение России в систему платы за выбросы парниковых газов, снятие ограничений на полеты в зонах московского авиаузла и объединение московских аэропортов.
Под конец года возникли амбициозные планы по созданию российских лоукост-перевозчиков, допуску иностранных пилотов в отечественные авиакомпании, а также образовались предпосылки к появлению "невозвратных" билетов.
Провожая 2012г., стоит признать, что он был лучше своего календарного "предшественника", но тем не менее многие вопросы, кочующие из года в год, так и остались нерешенными, из чего следует, что в новом году авиаотрасль ожидают старые проблемы.
Черная полоса
К сожалению, не удалось отечественной авиации избежать "черной" статистики катастроф и происшествий в уходящем году. Однако даже эта мрачная составляющая дарит луч надежды на то, что количество авиакатастроф в 2013г. приблизится к нулю. По состоянию на 29 ноября 2012г. число катастроф, связанных с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации РФ, по сравнению с 2011г. (17, погиблм 118 человек) снизилось на 70,6% - до пяти (погибли 53 человека). Также в 2012г. произошло семь аварий, 799 инцидентов, 14 чрезвычайных происшествий и 101 повреждение воздушных судов на земле.
С воздушными судами авиации общего назначения РФ в 2012г. произошло 16 авиакатастроф, что на 62,2% меньше чем в 2011г.
Лидерами списка "черной" статистики в 2012г. стали самолеты Ан-2, Ан-28, МиГ-29 и Су-25. Однако участниками двух самых трагичных для России авиакатастроф оказались франко-итальянский самолет ATR-72 и восходящая звезда отечественного авиапрома SSJ-100. Причем официальных заключений о причинах этих авиакатастроф до сих пор нет.
Первая трагедия произошла 2 апреля, тогда самолет авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс из Тюмени в Сургут, едва успев взлететь, рухнул на землю. На борту находились 39 пассажиров и четыре члена экипажа. В результате авиакатастрофы погибли 32 человека. Среди основных версий причин авиакатастрофы назывались недолжное проведение обработки самолета противооблединительной жидкостью и техническая неисправность судна.
Следующая авиакатастрофа произошла 9 мая с.г. в Индонезии. Во время демонстрационного полета потерпел крушение российский самолет SSJ-100. На борту находились 45 человек, в том числе восемь граждан РФ, 35 граждан Индонезии, а также гражданин Франции и гражданин США. Все они погибли. Версии причин случившегося до сих пор будоражат общественность, наиболее распространенная - человеческий фактор, в частности ошибка пилота или диспетчера.
Официальный отчет по авиакатастрофе SSJ-100, обещанный еще в ноябре, по-прежнему не опубликован. Однако уже сейчас самолет получил сертификат валидации от Индонезии, что свидетельствует об отсутствии к нему претензий.
"С точки зрения абсолютных показателей этот год будет лучше, чем предыдущий, по количеству происшествий, авиакатастроф и пострадавших. SSJ в статистику гражданской авиации не попадет (так как на момент катастрофы принадлежал своему производителю ЗАО "Гражданские самолеты Сухого"), и это сильно спасет показатели", - отмечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт".
Предновогодний сюрприз
В уходящем году под давлением финансово-экономических факторов и жизненных обстоятельств свое существование прекращали небольшие авиакомпании. В частности, Росавиация аннулировала сертификаты эксплуатантов ООО "Авиакомпания "Джет-2000", ЗАО "Джеталлианс Восток", алтайской базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", ОАО "Кировское авиапредприятие", ООО "Авиакомпания "Грозный Авиа" и ООО "Авиакомпания "Вертикаль-Т".
Однако самый неожиданный сюрприз, как оказалось, подстерегал пассажиров в конце года. С 11 декабря 2012г. прекратила свою операционную деятельность авиакомпания "Кубань". Причиной случившегося авиаперевозчик называет тяжелое финансовое положение и невозможность соблюдения ряда положений новых федеральных авиационных правил, согласно которым в парке авиаперевозчика должны состоять не менее восьми воздушных судов вместимостью более 55 кресел. Таким образом, несчастным обладателям 14,5 тыс. авиабилетов на рейсы "Кубани" придется несладко.
Глядя невооруженным глазом на всю эту картину, сразу же вспоминается банкротство в 2011г. авиакомпании "Континент", а также лоукостеров Sky Express и "Авианова". Таким образом, с каждым годом российский рынок авиакомпаний пустеет, а на смену выбывшим из игры перевозчикам новые все не приходят.
"Многие считают, что в области воздушных перевозок можно обойтись десятком крупнейших авиакомпаний, но это совершенно неправильно. В настоящее время ни бизнес-среда, ни политика регулирующих органов не способствуют возникновению новых авиакомпаний, в этом улучшений нет (по сравнению с предыдущими годами)", - говорит главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
На ошибках учатся
Неоднократно российские пассажиры в преддверии Нового года становились заложниками капризов природы. Трудности, возникавшие в прошлые годы, показали полнейшую неготовность авиаотрасли к природным катаклизмам.
Самым тяжелым предновогодним "подарком" можно смело назвать ледяной дождь. В результате нехватки реагентов для очистки взлетных полос и обработки самолетов, а также снегоуборочной и другой очистительной техники сотни пассажиров были вынуждены встречать Новый год, сидя в зале ожидания.
Как ни крути, а на ошибках все же учатся, и на протяжении 2012г. аэропорты московского авиаузла и других городов России в целом показали хороший результат. Однако, по мнению экспертов, "еще не вечер" и расслабляться рано.
"У нас долгое время был теплый период, запасы противооблединительной жидкости не использовались в большом количестве", - отметил А.Синицкий. Зима только начинается, и неизвестно, какие сюрпризы в наступающем году приготовила природа.
Среди плюсов уходящего года можно отметить и тот факт, что не возникало проблем с запасами авиатоплива.
Также в 2012г. были предприняты меры, связанные с необходимостью резервирования по энергоснабжению в аэропортах. Однако это не помешало в сентябре 2012г. произойти коллапсу с отключением энергоснабжения в терминале D аэропорта Шереметьево. В результате было задержано 36 рейсов, что составляет 5% от их общего числа, которые планировались на 12 сентября. Несмотря на то что были найдены "виновные" и все вернулось на круги своя, пассажиры в очередной раз убедились в шаткости так называемой российской стабильности.
"Стало получше не потому, что предпринятые меры продемонстрировали свою высокую эффективность, а прежде всего из-за того, что не было серьезных испытаний сравнимых по масштабу с прошлогодним", - резюмирует О.Пантелеев.
Движение с мертвой точки
Производственные показатели в гражданской авиации свидетельствуют о некоторых успехах отечественных предприятий. В частности, в 2012г. собрано 10 самолетов SSJ, из них 7 поставлено авиакомпаниям, до конца года самолеты могут получить авиакомпания "Якутия", Лаос и Индонезия.
Также в 2012г. были поставлены самолеты Ан-148 для авиакомпании "Ангара", Ил-96-300 для управления делами президента РФ и Ту-204, Ту-214 для государственных заказчиков.
"Если брать выпуск гражданских самолетов, то улучшение есть, перелома нет. Единственная программа, которая показала объективно прирост показателя это SSJ, да и тот не богат. Сейчас они выходят на один самолет в месяц, но это не так уж и много, по сравнению с мировыми производителями самолетов", - отмечает О.Пантелеев.
А воз и ныне там
Есть в менталитете русского человека некая особенность поведения прямо противоположная поговорке "не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня". В авиаотрасли стало практически традицией откладывать "на потом", а точнее на следующий год то, что можно было решить в нынешнем. Не стал исключением в этом смысле и год уходящий.
По-прежнему тянется вопрос с объединением московского авиаузла. О намерениях объединить аэропорты Внуково и Шереметьево заявляли еще весной 2011г., однако воз и ныне там. Несмотря на то, что аэропорты должны были составить единое целое еще до конца 2012г., планы по их слиянию перенесли на I-II кварталы 2013г. Дальше - больше. Одно объединение не завершили, как уже взялись за обдумывание второго. В частности, речь идет об объединении трех аэродромов московских аэропортов (Внуково, Шереметьево и Домодедово). Как будут развиваться события, и какие объединения произойдут в итоге, возможно, год грядущий нам покажет.
Также, открытыми в 2012г. остались вопросы по строительству взлетно-посадочных полос в Шереметьево и Домодедово. "В конце 2015г. действующая ИВПП-2 в Домодедово будет выведена из эксплуатации, а новая ВПП еще не будет построена. Также к 2016г. не будет завершено и строительство ВПП-3 в Шереметьево", - говорит собеседник РБК, отмечая, что это приведет к коллапсу в Московском авиаузле.
Еще одна тема, которая горячо обсуждалась на протяжении всего 2012г. это включение России в европейскую систему торговли квотами за выбросы парниковых газов в атмосферу. Несмотря на то, что включение в эту систему согласовано заранее, возмущение российских авиавластей выглядело так, как будто их поставили перед фактом. И чего они только не делали, собирали консилиумы, круглые столы, даже грозились запретить европейцам летать по транссибирским маршрутам. Однако окончательного решения так и не было принято.
В настоящее время сами европейцы решили не распространять систему торговли квотами на страны, не являющиеся участницами Евросоюза. Но ведь не гарантии, что европейцы не передумают.
Мечтать не вредно
В преддверии Нового Года все мечтают о чудесах, каждый надеется получить заветный подарок или ждет исполнения желаний. Не обделили себя мечтами в уходящем году и российские авиавласти, в частности пожелав, чтобы в новом году решились вопросы с дефицитом пилотов и появились бюджетные авиакомпании.
В первом случае проблема решается благодаря законопроекту, который разрешает привлекать иностранных пилотов для работы в российских авиакомпаниях. Данный законопроект обещают рассмотреть в Госдуме до конца 2012г. Но как говорится обещать – не значит жениться, так что остается только ждать.
Во втором случае намерения по созданию лоукост-перевозчика изъявила авиакомпания . По мнению экспертов, для того чтобы появился лоукостер необходимо наличие специфической аэропортовой инфраструктуры, "невозвратных" билетов и многое другое. Пока правительство, опять же, не дало "зеленый" свет для серьезных преобразований в этом направлении. Тем более, что законопроект по "невозратным" билетам может быть рассмотрен в Госдуме до конца 2012г.
Анастасия Жидкова, РБК
12 декабря 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий